Документальный фильм "Глоссарий" рассказывает "внутреннюю кухню" фестиваля Меморандум в Уфе, через различные истории и мнения фильм погружает зрителя в социальные аспекты «фестивальных проектов» и позволяет посмотреть на проект изнутри. Повествование состоит из интервью и комментариев организаторов и художников, прохожих и активных жителей города.
В фильме показаны работы за два сезона проекта 2022/2023 и обширные интервью некоторых участников того сезона, среди которых уличные художники:
Александра Alshey, Алиса Колодова, Дмитрий Лучинин, Scheme, Сергей Iman, Валентин Бобров, Сергей Acse, Сергей Акрамов и Илья Wince.
Режиссером выступил SuckMyHat, известный в граффити-тусовке по yotube-каналу "clean Or dirty" со своим взглядом на реальность уличного искусства. Операторы Никита Щербаков, Рустем Гайсин и Дмитрий Кудинов. Монтаж Никита Щербаков.
Рецензии на фильм
Антон Боровиков
переводчик, синефил
Сейчас, наверное, уже никому не надо доказывать, что стрит-арт - это именно искусство, хотя противоположные точки зрения все еще бытуют - от настороженно-испуганной реакции до активного неприятия. Мне кажется, этот фильм создан в том числе и для тех, кто по сей день не может определить своего отношения к этому художественному феномену.
Интересно, что структура фильма слегка напоминает известную серию фильмов - «Париж (Берлин, Рио, Нью-Йорк и т.д.), я люблю тебя». Это несколько историй непосредственных участников фестиваля, тех, кто им помогает, и, кроме этого - впечатления жителей города от того, что они увидели.
Да, стрит-арт - это уже сложившееся направление искусства, как положено, со своими корифеями, непререкаемыми авторитетами, восходящими звездами. На мой взгляд, авторам фильма удалось прежде всего придать процессу создания объектов очень личный аспект. Каждая, если можно так выразиться, новелла фильма - это очень откровенные рассказы художников о себе, своем творчестве. Они очень разные, эти художники - с академическим образованием и без, из столиц и провинциальных городов, экстраверты и отшельники. У них разные истории того, как они пришли в стрит-арт, как они себя в нем ощущают и что им дает творчество. Не менее важно, что эти ребята делятся идеями, которые стоят за тем или иным арт-объектом, и тем, что, собственно, сподвигло их на их работы. Создателям фильма удалось главное - показать неординарность и одаренность этого поколения и этого направления.
Весьма интересны беседы с жителями Уфы. Понятно, что работы участников вызывают положительные, а иногда и просто восторженные оценки у молодых людей. Но мы видим и то, что люди старшего поколения, может быть, при всем изначальном скепсисе, все-таки признают: да, это интересно, это талантливо, ярко и красиво. Трогает момент, когда пенсионерка говорит: «Главное, чтобы эту красоту не испортили».
Раньше в театрах было такое амплуа - «резонёр». Здесь в этой роли выступает куратор фестиваля, создатель арт-посольства Supernova Дмитрий Кудинов (участник многих подобных фестивалей и лауреат европейского конкурса дизайна). Дмитрий рассказывает о том как строится творческий процесс, насколько это трудоемко, сложно и увлекательно. Слова Дмитрия открывают фильм и «закольцовывают» его историю, представляя фестиваль, подводя итог и разъясняя смысл всей этой, как принято говорить, «движухи».
Посему, настоятельно рекомендую этот фильм всем интересующимся искусством, творческими поисками художников и стрит-артом. Поверьте, фильм однозначно интересен, простым и доступным языком, с изрядной долей, как говорят англичане, personal touch (личного подхода) рассказывает об этом, пока еще новом и зачастую экзотическом виде творчества. Добро пожаловать в яркий мир стрит-арта!
Дмитрий Кудинов
куратор проекта
Фильм был неожиданностью и остается таковым, хотя я сам посмотрел его шесть раз, из раза в раз для себя подмечаю новые детали. Само название отсылает к древним пометкам на полях рукописей или книг. В фильме такие пометки существуют в качестве визуальной подложки, незначительные детали в кадре или на фоне. Они поддерживают саму суть повествования, выступая визуальными ремарками.
Надпись «что-то пошло не так», табличка «технический проезд», баннерные избушки - детали, попадающие в фокус зрения лишь при четвертом-пятом просмотре фильма. Очевидно, что некоторые «подсказки» сделаны осознанно, другие же оказались в кадре случайным образом. Но сам формат «кино» предсказывает события и действия тем, что нам показывается в кадре, ничего не попадает в объектив просто так. В этом и сила, и, одновременно, предсказуемость кинематографии.
В ментальном смысле «глоссами» выступают отдельные фразы и цитаты говорящего, в процессе своего рассказа герой фрагмента сам наталкивается на неочевидные для себя мысли и выводы. Вот пара примеров: «В моих работах не ищите смысла», «Поэтому как-будто у меня чтоли нет мечты?!». Интервью проводились в живом формате, без очевидной подготовки и сценария, на это указывают слова-паразиты, паузы в монологе, иногда скомканность и недосказанность мысли. Но в этом и заключается искренность говорящего «прямо здесь и прямо сейчас».
Режиссеру и монтажеру пришлось разобраться в мыслях героев их фильма, собрать структуру повествования и помочь разобраться зрителю в сложных процессах одного проекта, внутренних конфликтах творческого человека, субъективном восприятии зрителя и аномалиях городской среды.
Заметно, что фильм всецело избегает замкнутых пространств, используя городское пространство и улицы в качестве декораций, так свойственных уличным художникам. Видно как меняются эти декорации только лишь под действием естественных природных факторов: жара, дождь, тополиный пух - всё это естественный урбан-антураж и всё имеет смысл для постановки сюжета.
Фильм закрывается черно-белыми слайдами всех участников фестиваля, очевидно, что это сделано сознательно, но лично для меня этот момент остается неразборчивыми «глоссами» на полях, которые еще предстоит расшифровать.